Святилище огнепоклонников в пос. Солнечный.

Культ огня – один из самых древних. Появление культа было связано с необходимостью постоянно поддерживать огонь в те времена, когда средства его добывания не были известны. Следы обожествления огня встречаются у многих народов на различных стадиях культурного развития – у охотников на мамонтов, кочевников времен бронзы, оседлых земледельцев; в религиях древнего Востока, в культурах Греции и Рима, Мексики и Перу, у древних литовцев, германцев, славян и у современных народов центральной и восточной Азии и Полинезии и т.д.

   Поклонение огню особенно проявляется в Индии, где уже в древнейших гимнах Ригведы воспевается бог Агни, и в Персии (Иран), где культ огня соединен с почитанием Солнца и Неба (учение Заратустры). В более чистом виде культ огня сохранился среди парсов, живущих, главным образом, в Бомбее; неугасимый огонь поддерживается огнепоклонниками в Иране; небольшая община парсов живет в Баку, где в храме огнепоклонников постоянно горит священный огонь.

   Столь пространное вступление поможет читателям понять значение одного археологического открытия, сделанного в 1994 г. экспедицией Запорожского краеведческого музея.

   Раскапывались курганы в пос. Солнечном на северной окраине г. Запорожья. Один из курганов, возникший в эпоху энеолита (IV тыс. до н. э.) и продолжающий существовать как могильник более двух тысяч лет, в середине II тыс. до н. э. меняет свое функциональное назначение. Он становится местом проведения ритуалов, связанных с культом огня-солнца. В кургане обнаружены глинобитная площадка, шесть кострищ, два жертвенных человеческих погребения и два сооружения для особых церемоний. Первое являлось «ритуальным домиком» со сложной конструкцией, в центре которой было установлено «древо жизни». В нем долгое время  поддерживался костер и происходило закалывание животных: трех коней, быка, овцы и собаки. Второе сооружение – кенотаф (имитация погребения). Оба сооружения были перекрыты бревнами, которые затем посыпались углями и красной охрой (символ огня). Религиозный праздник завершался возжиганием «огненного кольца» вокруг кургана, для чего был вырыт ров, в котором жгли бревна, камыш и сухую траву. Эта церемония периодически повторялась: прокаленная огнем земля до наших дней сохранила ярко рыжую окраску.

   К краткому описанию исследованного святилища можно добавить одно: это пока единственный памятник такого рода на Украине.

   Наиболее близкой аналогией являются комплексы Синташтинского могильника, открытого на Южном Урале в середине 70-х гг. В настоящее время прослежена цепочка памятников от Урала до Днепра с элементами Синташты. Более богатую информацию о культе огня дают материалы высоких цивилизаций. Например, египетский город Гелиополь с храмом солнечного божества Ра в виде четырехгранного обелиска или многочисленные мифы о греческом боге Гелиосе. Известно, что существенной частью в сакральных обрядах, связанных с культом огня, являлось жертвоприношение. Главной целью этого обряда было приобрести расположение богов и отвратить их гнев. Род или племя сообща приносили в жертву определенного животного, часть которого шла божеству, а остальное съедали совершавшие обряд (подробнее в «Иллиаде» I, 465-470). Совместное принятие пищи, судя по обычаям, имело большое значение в жизни, т. к. оно устанавливало тесные связи между сотрапезниками, воспитывало, если хотите, чувство коллективизма, которое подкреплялось возлияниями вином, реже медом и водой, молоком или священным напитком сомой. Археологической науке известны десятки форм ритуальных сосудов: одноручные кувшины со сферическим туловом и высоким горлом; композиции из нескольких сосудиков (для разных жидкостей) на одной ножке; открытые чаши, украшенные бегущей спиралью, трактуемой как изображение непрерывного бога  Солнца, постоянного движения времени…

   Это открытие в очередной раз ставит под сомнение утверждение сера Уильяма Джонсона, который в 1786 г. заявил, что термин «индоевропейцы» можно с уверенностью применить лишь к лингвистическому материалу. Т. е., в ходе переселения народов во II тыс. до н. э. в Европе, а также в Иране, Индии широко распространились только индоевропейские языки. Археологические данные говорят о том, что в это время происходило широкое взаимовлияние культур. Уникальный Синташтинский могильник и его меньшой собрат-святилище, связанное с культом огня под Запорожьем, по сути являются предтечей Ригведы, появившейся несколько столетий спустя.

   Таким образом, исследованный в пос. Солнечный памятник служит ценным источником для решения целого ряда проблем не только для изучения прошлого нашего края, но и для развития вопросов всеобщей истории.